Ара́бская языкове́дческая тради́ция -
традиция исследования языка, сложившаяся и
существовавшая в культурном ареале Арабского халифата в 7-14 вв.
А. я. т. зарождается на Ближнем Востоке в период становления науки об
арабской словесности; в её создании и развитии принимают участие
представители разных народов; она складывается на основе научных
трактатов, посвящённых классическому арабскому языку и написанных исключительно на
этом языке. Возникшая в результате эмпирического изучения классической
арабской речи (поэтической и прозаической), А. я. т. характеризуется
практической направленностью. Её становление относится ко времени
объединения арабских племён в единое государство, когда возникает
необходимость социального функционирования языка, общего для всех
племён Аравийского полуострова, - койне, задачи установления норм которого обусловливаются в дальнейшем
сферой его функционирования во всех отраслях общественной жизни
Арабского халифата, когда обучение языку Корана и сохранение его
чистоты приобретают особое значение.
А. я. т. получает начало в единой науке об арабской словесности и
выделяется как самостоятельное учение о грамматике и лексике классического арабского языка и об арабской
риторике в результате дифференциации
филологических исследований. Традиционная теория арабского языка
разрабатывается и развивается в басрийской (г. Басра), куфийской
(г. Куф), багдадской (г. Багдад), андалусской (Испания) и
египетско-сирийской филологических школах.
В 7 в. описанием отдельных грамматических явлений арабского языка
занимается басриец Абу-ль-Асуад ад-Дуали أبو الأسود
الدؤلي, которому принадлежит введение в арабское письмо дополнительных графических знаков
для обозначения гласных фонем, служащих для выражения словоизменения. К этому времени относится также
деятельность Насра ибн Асыма نصر بن عاصم и Яхьи
ибн Ямары يحيى بن يعمر, которые создали системы
диакритических знаков для различения ряда
сходных по начертанию арабских графем.
В 1‑й половине 8 в. басрийские филологи Ибн Аби Исхак аль-Хадрами
بن أبي اسحاق الحضرمي, Иса ибн Умар ас-Сакафи
عيسى بن عمر الثقفي и Абу Амр ибн аль-Алла أبو عمرو بن العلاء разрабатывают основы
описательного анализа норм классического арабского языка; 2‑я половина
8 в. характеризуется становлением теории арабского языка как
самостоятельного раздела филологической науки. Важную роль в
формировании проблематики и методики традиционного арабского языкознания
сыграл басриец аль-Халиль ибн Ахмед الخليل بن
أحمد, основоположник теории аруда - учения о системе метрического
стихосложения, в свете которого моделируются не
только просодические явления собственно
поэтической речи, но и факты, относящиеся к ритмическому и морфологическому построению арабского слова, где
минимальной единицей анализа служит харф حرف - речевой сегмент, состоящий из согласного и краткого гласного компонентов.
Аль-Халилю принадлежит словарь «Книга айна», начинающийся с графемы
«айн», поскольку слова в нём расположены по артикуляционным характеристикам содержащихся в
них корневых согласных в последовательности: гортанные, язычные, зубные
и губные; подобный принцип классификации звуков дал основание
предположить возможность влияния индийской
языковедческой традиции. Аль-Халиль различал 3 аспекта анализа и
описания фонетического явления: исходные
характеристики, позиционные варианты и изменения звуков,
происходящие в процессе образования грамматических конструкций; учёный
усовершенствовал знаковую систему обозначения кратких гласных фонем,
введя в арабское письмо так называемые огласовки, сохранившие
употребление и поныне при записи Корана, поэтических и учебных
текстов.
К этому же времени относится возникновение куфийской школы,
основоположником которой считается Абу Джафар Мухаммед ар-Руаси,
создавший, по свидетельству арабских филологов и библиографов, первую
куфийскую грамматику арабского языка; ему же приписывают трактат «Книга
о единственном и множественном числе».
Басрийский грамматист 2‑й половины 8 в. Сибавейхи سيبويه создал трактат «Книга» - первую дошедшую до нас
грамматику классического арабского языка, которая даёт систематическое
изложение норм языка и, судя по имеющимся в ней многочисленным ссылкам,
отражает концепцию и результаты исследовательской работы предыдущих
поколений филологов, в первую очередь аль-Халиля ибн Ахмеда. В А. я. т.
вырисовываются основные аспекты грамматического анализа языка: ан-нах̣в
النحو - учение о словоизменении имени и глагола, ас̣-с̣арф الصرف -
учение о словообразовании и фонетических
изменениях, происходящих в процессе образования грамматических
конструкций, или махаридж аль-хуруф مخارج
الحروق - учение об артикуляции звуков и их позиционных вариантах.
При анализе и описании словообразовательных процессов широко применяется
метод моделирования, разработанный в теории аруда; отсюда построение
системы словообразовательных моделей, известных в арабистической
литературе под названием породы.
Словоизменительные явления изучаются с точки зрения как формы, так и
значения; установление нормативности словоформ
сопровождается выявлением их собственно языковой (функциональной) семантики.
К концу 8 в. относится деятельность филолога аль-Кисаи, который в
значит, степени определил исследовательские принципы куфийской школы. Из
его работ до нас дошел «Трактат о грамматических ошибках в речи простого
народа», содержащий важные диалектологические
сведения.
В конце 8-9 вв. басрийские филологи аль-Ахфаш аль-Асуат, Абу Усман
аль-Мазини, аль-Мубаррад, куфийские филологи Абу Закария Яхья ибн Зияд
аль-Фарра, Ибн ас-Сиккит, ас-Салаб и другие занимались
комментированием «Книги» Сибавейхи. Зарождается арабская лексикография; появляются
«Классифицированная устарелая лексика» Абу Убейда, словари диалектной лексики, в т. ч. и древнеарабской.
Оживлённо обсуждаются вопросы грамматики, о чём свидетельствуют
споры, возникавшие между представителями басрийской и куфийской школ,
отразившиеся, в частности, в работе багдадского филолога Ибн аль-Анбари
«Беспристрастное освещение вопросов разногласия между басрийцами и
куфийцами», где автор рассматривает 121 проблему. Споры эти, однако, не
затрагивают концептуальных основ А. я. т.; общими остаются основные
принципы анализа языка: объектом исследования является арабская
поэтическая и прозаическая речь в устной и письменной формах, а
предметом - нормативность языковых выражений (аль-фас̣а̄х̣а الفصاحة). Различаются неизменяемые и изменяемые
формы, соответственно описываемые в терминах аль-бина̄ʼ البناء (основообразование) и аль-ʼиʻра̄б الإﻋﺮﺍﺏ (словоизменение). Изменяемые слова подвергаются
формальному и функциональному анализу, в процессе которого
выявляются факторы, обусловливающие функционирование словоформ.
Нормативность языковых форм и их употребления определяется на основе
ас-сама̄ʼ السماع (отмеченности в арабской речи) и
ал-к̣ийас القياس (закона аналогии). Часть споров между басрийцами и
куфийцами относится к оценке степени правомерности применения метода
аналогии для выведения грамматического правила.
К началу 10 в. окончательно устанавливаются понятийный аппарат и
терминология грамматического анализа, основные положения грамматической
теории приводятся в систему. Этап формирования арабских
грамматических учений как самостоятельного раздела А. я. т.
завершается. Это способствует выделению лексикологических исследований в особую научную
дисциплину (ʻилм ал-луг̣а علم اللغة).
В 1‑й половине 10 в. в багдадской школе развивается третье
направление А. я. т., связанное с развитием грамматических учений в
трудах Ибн Джинни, который в книге «Особенности арабского языка»
освещает наряду с грамматическими собственно лексикологические вопросы
связи слова и значения, словообразовательной структуры слова, значения
слова и его употребления. Ибн Джинни экспериментально определил, в каком количественном отношении реализован в лексике
арабского языка весь состав теоретически возможных сочетаний харфов.
Значительный круг языковедческих вопросов освещен в работах Ибн Фариса
(«Книга о лексических нормах», «Предания арабов о своей речи», «Краткий
очерк о лексике»), среди них вопросы об объёме словарного состава
арабского языка, о классификации лексики по употреблению, об исконной и
заимствованной лексике, о связи обозначающего и
обозначаемого, о прямом и переносном употреблении слова, об
однозначности, многозначности, омонимии и синонимии.
В 11 в. вычленяются дисциплины, изучающие нормы выразительной речи.
Различаются 2 аспекта речеобразовательного процесса: соблюдение
правильности языковых выражений (аль-фас̣а̄х̣а الفصاحة) и достижение совершенства речевых образований
(аль-бала̄га البلاغة). Первое изучается науками о
грамматике и лексике, второе - науками о смысле (ʻилм аль-маʻа̄нӣ علم المعانى), о тро́пе (ʻилм аль-байа̄н علم البيان) и о красноречии (ʻилм аль-бадӣʻ علم البديع). Предметом науки о смысле (её
основоположник - аль-Джурджани) становятся высказываемое и средства
адекватного (с точки зрения речевой ситуации и речевого намерения)
выражения смыслового содержания.
В 11-13 вв. продолжается работа по усовершенствованию описания
грамматики и лексики. Трактат аз-Замахшари الزمخشري «аль-Муфас̣с̣аль» المفصل
содержит подробное изложение арабской грамматики, работа Маухиба
аль-Джавалики الجواليقي «Разъяснение иностранных
слов» كتاب المعرب посвящена выделению
заимствований в арабском языке, работа ас-Салаби «Учение о лексике и
познание сокровенного в арабском» представляет собой словарь с
классификацией лексики на понятийной основе.
К этому времени относится и деятельность андалусской школы, среди
представителей которой Мухаммед ибн Малик, автор стихотворного
грамматического трактата «Тысячница», и Ибн Сида ابن سيده, составитель тематического словаря
«аль-Мухас̣с̣ас̣» المخصص, в предисловии к которому
он подробно освещает лексикологические и семасиологические вопросы.
После завоевания Багдада монголами и ослабления влияния арабов в
Испании центр арабской науки перемешается в Египет и Сирию. Значительные
языковедческие работы создают филологи 13 в. Ибн Яиш и Ибн аль-Хаджиб,
филологи 14 в. Ибн Хишам и Ибн Акиль и филолог 15 в. ас-Суюти, автор
работы «Лира словесных наук и их разновидностей», где собраны и изложены
взгляды представителей А. я. т. по различным проблемам арабской
грамматики и лексикологии.
Представители А. я. т. в Египте и Сирии направляют свои усилия
главным образом на комментирование ранних филологических
трактатов и более доступное изложение языковых норм в соответствии с
возрастающими масштабами обучения арабскому литературному языку. Это направление особенно
развивается в 19-20 вв., в период значительного подъёма в культурной
жизни арабских народов.
А. я. т. - законченное учение, вобравшее научные идеи своей эпохи, в
формировании которых известную роль играло наследие древнегреческих и
древнеиндийских традиций. А. я. т., в свою очередь, оказала влияние на
средневекового тюрколога, лексикографа Махмуда Кашгари; её методы
применялись ещё в 11 в. при составлении грамматики древнееврейского языка, определяли
филологические направления европейской арабистики, а ряд идей морфологического
исследования (понятия корня, внутренней флексии и аффиксации) были
заимствованы при некотором преломлении европейским языкознанием
18-19 вв. Моделирование просодического и словообразовательного
построения слова, анализ его лексического
значения, различение формы и значения и разграничение плана
содержания на смысловое и собственно языковое (функциональное)
значения, изучение высказываемого и адекватного ему построения
речевых образований, понимание взаимообусловленности высказывания и ситуативного контекста, анализ предложения в синтезе его формального и актуального членения относятся к
исследовательским идеям А. я. т., определившим её место в истории
лингвистических учений.
Гиргас В. Ф., Очерк грамматической системы арабов, СПБ,
1873;
Звегинцев В. А., История арабского языкознания, М.,
1958;
Габучан Г. М., К вопросу об арабских грамматических
учениях, в сб.: Семитские языки, М., 1963;
Амирова Т. А., Ольховиков Б. А.,
Рождественский Ю. В., Очерки по истории лингвистики, М., 1975
(лит.);
Белкин В. М., Арабская лексикология. М., 1975 (лит.);
Flügel G., Die grammatischen Schulen der Araber,
Lpz., 1862;
Weil G., Die grammatischen Schulen von Kufa und
Basra, Leiden, 1913;
Абдель Хамид Хусейн, Грамматика, её предмет и метод, Каир,
1953 (на араб. яз.);
Reuschel W., Al-Halīl Ibn-Ahmad, der Lehrer
Sībawaihs als Grammatiker, B., 1959;
Абд ар-Рахман ас-Сайид, Басрийская грамматическая школа, её
возникновение и развитие, Каир, 1968 (на араб. яз.; лит.);
Cartier M. G., Les origines de la grammaire
arabe, «Revue des études islamiques», 1972, № 40;
Шавки Дайф شوقي ضيف, Грамматические
школы, Каир, 1972 (на араб. яз.; лит.);
Саид аль-Афгани, Из истории грамматики, Бейрут, 1978 (на
араб. яз.).
Г. М. Габучан.